Рецензия. ФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПОБЕДИТЬ!

145
“Синемабомбы большого калибра” или Энциклопедия великого кинематографа по-нарицынски.
По-настоящему бомбы большого калибра в кинематографе разрываются нечасто. Поясню. Речь идет о тех кинокартинах, которые, что называется, бьют зрителя наповал. Когда выходишь из кинотеатра и говоришь, – “А как это сняли? Вот это да! Гениально!!”, – и все в таком духе. В свою очередь, критики могут ухмыляться, ругаться, искать недостатки в режиссерской работе. Но можно быть уверенным, что про себя они все-таки думают, – “Нет, на самом деле это круто! К таким работам, например, можно отнести несколько фильмов знаменитых кинорежиссеров США – Стивена Спилберга и Джеймса Кэмерона. Сегодня, по моему уверенному мнению, именно они – современные классики, корифеи постмодернизма в кино. Злые языки “истинных киногурманов” скажут, что это, мол, чепуха, не искусство, погоня за деньгами, коммерческие проекты. Можно, конечно, с этим соглашаться. Но лучше  нет! Стоит заметить, что любой фильм, который оправдал свои затраты, можно назвать коммерческим. С другой стороны, можно затратить хоть сто миллиардов, а в итоге получить одного зрителя – в лице самого режиссера. Поэтому я предпочитаю “разбирать” создателей кино с помощью конкретных фактов, что и собираюсь сделать.
“Водяная” бомба.
Когда в середине семидесятых прошлого века вышел знаменитый фильм Спилберга “Челюсти”, Америка испытала настоящий шок. Не было еще доселе такого по-настоящему напряженного и реалистичного фильма. Молодой кинорежиссер, которому на тот момент не было еще и тридцати, смог удивить всех. Очень. Критики не знали, что сказать, за что поругать, они просто не находили достойных аргументов. Зрители буквально ломились в кинотеатры и пересматривали великий экшн по нескольку раз. Тогда же и появился термин, вполне сейчас привычный – блокбастер*, фильм, по сборам перешагнувший отметку 100 миллионов баксов. Для того времени деньги неслыханные. Стоит отметить что “Челюсти” прошли проверку временем. Многочисленные подражатели множество раз эксплуатировали тему “акул-убийц”, но такого успеха и признания ни один фильм не получил. Талантливый и модный сейчас режиссер Дэвид Финчер, известный по  “Бойцовскому клубу”, вспоминает, что после просмотра триллера Спилберга он уже больше никогда не плавал в океане. А знаменитый мастер ужаса Альфред Хичкок просто развел руками и  поставил за этот фильм пятерку с плюсом. Двадцать лет в США ни одна кинолента, действие которой происходит на воде, такого успеха как у “Челюстей” не имела, пока не появился….”Титаник”. Джеймс Кэмерон захотел снять не просто фильм-катастрофу, а нечто большее – фильм о любви. Критики и продюсеры не верили в этот проект. При огромных затратах в 200 миллионов долларов (для 1997 года – рекордная сумма) многочисленные скептики предрекали проекту максимум 100 миллионов зеленых по сборам. И в буквальном смысле облажались. Только в США “Титаник” собрал свыше 600 миллионов, а во всем мире почти два миллиарда. Кэмерон готовился к этому фильму несколько лет, на сьемках мучил себя и актеров, добиваясь достоверности в каждом кадре. Много работы, и в итоге – победа. В книги по истории мирового кинематографа этот фильм смело можно вписать в раздел “классики”, с этим даже и спорить-то глупо….

Слушать онлайн: МУЗЫКА НА ВЫХОДНЫЕ 

“Компьютерная” бомба.
С другой стороны, Кэмерон мечтал снять продолжение своего “Терминатора”, с которого собственно, и началась мировая слава кинорежиссера. Но он хотел сделать суперпродолжение, суперпроект. Для этого нужно было что-то такое-эдакое. На помощь пришли спецэффекты. Кэмерон поставил на компьютерную графику – и не ошибся. После выхода фильма в 1991 году “второй” собрал только в США более 200 миллионов кассы. Это был безусловный прорыв, новый взгляд, новое слово в жанре экшн. Эффекты в сочетании с сильным сюжетом и безупречно выстроенных сцен сделали свое дело. И снова “голливудскому попсовику” Кэмерону удалось снять картину на все времена, хотя и про апокалиптических роботов. Обычно такие фильмы “умирают”, но Терминатор-то жив!..
Теперь  be back к Спилбергу. Создателю еще одного фильма с грамотным использованием компьютерной графики, буквально взорвавшего мировую общественность, – “Парк Юрского периода”. В 1993 году он возглавил список самых прибыльных фильмов за всю историю кино, заработав только в США больше 300 миллионов долларов. После его выхода мир впал в диноманию – игрушки, книги, аттракционы, сериалы. Спилберг в очередной раз приятно меня удивил. Это был по-настоящему масштабный проект, и, что примечательно, в нем не снимались звезды “первой величины”. Как и в “Челюстях” – главными героями здесь выступили зловещие твари, которые надолго “запали” в мозги излишне впечатлительных зрителей. Многие из них до сих пор мечтают, что когда-нибудь они (динозавры) появятся в Зоопарках.
Ну, а в заключении, могу дать только один простой совет – не полагайтесь на мнения других, смотрите сами, и истинно хорошие фильмы “мимо не пройдут”. (А Гринуэй ваш – полная фигня!)
—————————-
* Блокбастер (букв. бомба большого калибра)
Автор: Александр Нарицын